Украина Елена Москаленко Говоря о своих жизненных наставниках, Лидия Андреевна с особой нежностью
отзывается о Н.З. Мухаметове, обыкновенном учителе из маленького
Башкирского селения, со вниманием отнёсшимся к молодой женщине. Назим
Закирьянович рассказал своему другу по переписке ― космонавту А.Г.
Николаеву ― о мужественной женщине-художнице, и решили они организовать
выставку персональных Лидиных работ в Звёздном городке. В основном она
состояла из отосланных Назиму эскизов и зарисовок. Также для этой
выставки Лидия написала акварелью "Половецкие пляски". Именно эта работа
и была подарена А. Николаеву. Она по сей день находится в Звёздном. "...А потом пришёл конверт с надписью "Почта космонавтов". Я чуть в обморок не упала. Принесла домой, с бухающим, как молот, сердцем, дрожащими ногами открываю конверт. Там лежал диплом, заложенный двумя листами и письмо, подписанное А.Г. Николаевым: "Мы ознакомились с Вашими работами и решили наградить Вас дипломом Юрия Гагарина. За активную жизненную позицию. Дерзайте!" И это ещё одно «звёздное» достижение Лиды. Она всегда доказывала и, прежде всего, самой себе, что она ― личность. Совет от Лидии Тихолаз 1: "Я глубоко убеждена, главное для творчества инвалида ― найти себя, утвердиться среди обычных людей искусства. Чтобы не было снисхождения и жалости, а прямой и открытый разговор творчеством на равных". В Москве в 1977-78 годах прошёл 1-й Всесоюзный международный фестиваль самодеятельных художников. Одна из Лидиных работ была отмечена дипломом 1-й степени и медалью лауреата. И дальше ― бесконечная и тяжёлая работа и выставки, выставки, выставки, как персональные, так и коллективные, как в родном городе, так и в Москве, Киеве, Симферополе, Уфе, Рязани, Чебоксарах, Свердловске.... Дома у художницы пылятся десятки дипломов и грамот, медали лауреата Всесоюзных и республиканских фестивалей народного творчества. Её картины путешествуют по всему миру. Побывали они в России, Молдавии, Грузии, Армении... Много работ продано в дальнее зарубежье: Турцию, Германию, Австрию. Знают о Лилии Андреевне и в Польше. Её натюрморт "Гвоздики" участвовал на выставке в Токио, организованной Всеяпонским профсоюзом моряков. А в 1998 году пришло её украинское признание ― Лидии Тихолаз присвоили звание «Заслуженный художник Украины». В 2000 году она стала Дипломантом Международной премии "Филантроп" в номинации "Творчество инвалидов". Её картина "Однажды в таборе" стала визитной карточкой фонда "Филантроп". "Однажды в таборе" (1972-1982) ― центральная, узловая работа в её творчестве. Именно стремление как можно точнее передать свои чувства в написании этой картины и подвигло Лидию поступить в университет. Она уже и не помнит, как к ней пришёл этот сюжет. Девушка даже изучала историю и культуру цыган, до сих пор немного понимает их язык. Её привлекла и покорила их свобода, всегдашняя вольность, даже где-то необузданность и непокорность, чего так всегда не доставало ей в её унылой жизни. Лида тогда постоянно сидела дома, ей не хватало яркости, вспышки. А жизнь должна строиться на контрастах. "У моих сверстников и родных существовала смена впечатлений. Они ездили по разным местам, напитывались ими. Мне же достались больницы, санатории, врачи, да четыре стены". «Однажды в таборе» ― картина не статичная, она вся в движении, она живёт и дышит простором. И густо населена людьми. Как живо и цельно выписаны все лица! У каждого свой характер, даже у самых дальних персонажей. Это ещё раз говорит о скрупулёзном, титаническом труде художницы. Окружающие молодую пару цыгане осуждающе смотрят на девушку. Ведь она, казалось бы, невеста, а вышла в коротком платье, такая вольность в те годы не приветствовалась. Поза юной цыганки легка, платье ― предмет укора ― красиво облегает её стройную фигуру, движения свободны и раскованны. Образ, как молодой цыганки, так и всех жителей табора ― собирательный. Лида два года создавала их, приходилось выдумывать, переделывать. И ещё, как и во всех полотнах Лидии Андреевны, здесь присутствует правда жизни, безоговорочно веришь её картине. Она живая, наполнена воздухом и, несмотря на сюжет, чувствуется невыразимая лёгкость бытия. И размеры внушительные ― 2 м х 1,5 м. Фигуры на переднем плане изображены почти в полный рост. Совет от Лидии Тихолаз 2: "На картине не должно быть разнобоя, салюта, все краски должны быть объединены одной темой. Например, "Алые паруса". Все должно быть подчинено одному цвету ― алому. Небо, море, камни, одежда героев. Это создаёт необходимое впечатление цельности картины. А вообще тебя должно распирать от работы. Когда ты и работа едины, только тогда может родиться что-либо стоящее. Вдохновение ― это необъяснимое чувство ― это то, что приходит свыше. Оно пришло ― ты работаешь, оно исчезло ― хоть что делай, а ничего не получится". Дома у Лидии Андреевны на почётном месте стоит её картина c тяжёлым, драматическим сюжетом ― "Прощание". Это воспоминание о самом дорогом ей месте ― о родине. "Мне было 17 лет, когда мы уезжали из деревни. Я сидела и смотрела на эти ореховые кустики, деревья и думала: "последний раз я всё это вижу", и заплакала. А тётя подошла ко мне, и ей передалось моё настроение, она тоже заплакала, обняла меня, бабушке оставалось только поддержать компанию". Это огромное полотно ― 1м х 1,5 м, ― на котором разлилось поле яркой деревенской ржи. И по уходящей вдаль дороге нехотя движется телега, а на ней четыре фигурки, удрученные и плачущие. Завораживает полнота и насыщенность красками ― море, океан красок. Их многоцветье словно обрушивается на тебя. А до чего искусно выписано само поле. По нему расплескались цветы России ― голубые васильки, ромашки... Ощущение от её натуральности такое сильное, что хочется узнать, а что же дальше произошло с этими людьми, как сложилась их жизнь. Вдоль дороги дубы и берёзы словно провожают их. "Когда делаешь большое полотно, ― делится мыслями Лидия Андреевна, ― отойдёшь, глянешь хозяйским взглядом, и так хочется туда, или зарыться в эту рожь, или оказаться в цыганском таборе. А ковыряться в мелочёвке ― всё равно, что на тетрадном листке малевать. Да и нет такой самоотдачи, душа так не работает, как на большом полотне". Совет от Лидии Тихолаз 3: "Не раз бывало, что картина не идёт. Я не бросала её, просто на какое-то время оставляла. На день-два. Никак не могла собраться с силами. Никак не могла подойти. У меня и сейчас это есть. Вся работа над картиной делится на три части. Начальная часть, она доходит где-то до середины (сюда включается и предварительный этап). Эскиз ― это само собой, это ерунда. Основная работа ― с средины до 2\3 части. А оставшуюся треть, как галопом летишь, что называется на одном дыхании. Сразу, вдруг рисовать картину нельзя. Её нужно перемолоть, пережить, пропустить через себя и потом только отдать холсту. Как и литературное произведение: ну не идёт это предложение. Маешься, одно слово подставишь ― не то, другое ― не так, а потом, будто с неба Бог подарит нужный ответ и все становится на место, только так, и не иначе". Что может быть естественнее, чем радость от результатов своей работы? Для Лидии самое главное ― знать, что действительно о ней думают люди. "Я не люблю, когда надо мной ахают и охают, мне хочется быть на равных с людьми. Знать, чего стоят мои картины без подписи внизу? Главное, чтобы люди, глядя на твою картину, видели её, а не тебя". Это желание каждого настоящего художника. Лидия всегда с особой строгостью подходит к своим работам. Особого внимания заслуживает и "Автопортрет" Лидии Тихолаз. Через него можно почувствовать характер женщины. Перед вами в пол-оборота сидит цыганка, с огромными, всё видящими глазами, но спокойным, словно говорящим взглядом: "Здравствуйте, это я". Красивая, сильная и свободная женщина, не приемлющая кокетства и самолюбования. А за окном буянит и брызжет своими красками весна ― ещё одна характерная для Лидиного творчества черта. Она всегда с особым трепетом относится к пейзажу. Природа ― это, совершенство, тот учитель, подражать которому она стремилась постоянно. Ведь ни у одного художника не найдётся такой живой и естественной палитры. Хотя Лидии Андреевне всегда тяжело достаётся общение с природой: женщине трудно самостоятельно одеваться. Это рисует она без посторонней помощи, уверенно и твердо владея кистью. Каждая её картина ― это кусочек её истории, её жизни, с философским подтекстом, «пустых» работ Лидия не пишет. "Фиолент" ― изображение одного дерева. Два ствола отвились в сторону суши, а третий, поломанный в двух местах, наклонился над водой. То есть корень один, а три ствола, вышедшие из этого корня ― разные. Начало одно, а продолжение различное. Это аллегория. У двух питание идёт от земли, условия для жизни выгодные, но они не воспользовались этим, они сухие. А третьему стержню жизнь дала неопределённое местонахождение. Ему выпала несладкая доля, но он вынес и преодолел все препятствия, вставшие у него на пути. Он живой! У многих людей с рождения имеются способности к чему-то, а может и талант. Только они всем этим богатством бездарно распоряжаются. "Я понимала, что другого у меня не будет никогда и поэтому нужно хвататься за то, что есть сейчас. А распыляться, и искать что-то ещё, чревато: и другого не найдёшь и это потеряешь". Вообще, талант ― это поручение от Бога. И главное ― не зарыть его в землю, а иметь силы донести его людям. Натюрморты. Сколько их было и ещё будет в Лидином творчестве! По содержанию они ― самые разные, но по восприятию ― неизменны. Вечно присутствует ощущение летнего базара: будь то истекающий соком арбуз, господином развалившийся на блюде, или рыхлая сахарная дыня, или загляденье-антоновка ― дар её родины. Всегда веришь в то, что они настоящие. Всё такое свежее и просится в рот. Художница никогда не экономит на красках, благодаря их сочности и колориту её картины напитаны светом, они живые. Помните, как у Есенина ― "буйство красок, половодье чувств"! Яркость и пронзительность света и цвета наполняют все картины Лидии. Совет от Лидии Тихолаз 4: "Работают два художника, рисуют одно яблоко. Один сделал очень красивое яблоко, вроде бы всё точно, всё правильно, как оно есть. А второй изображает то же самое яблоко, пусть не совсем ровное, корявое, с помаркой, но с чем-то своим. Когда смотришь на него, хочется взять это яблоко, понюхать и откусить". Её наивная живопись напоена воздухом и чувствами, в ней есть что-то от полотен импрессиониста Таможенника Руссо. Пять любимых картин Лидии Андреевны, в которых, на её взгляд, выражено всё её творчество: "Однажды в таборе", "Прощание", "Натюрморт с гвоздиками", "Автопортрет" и "Дорожка в Георгиевский монастырь". Любимая книга ― "Псалтырь», из светских ― повести "Коллеги", "Очарованный странник" Лескова, "Слепой музыкант" В.Г. Короленко и "Мулен Руж" (о жизни Тулуза Лотрека). Лидию всегда привлекали книги с моментами страдания, о людях с нелёгкой судьбой и тяжёлыми жизненными ситуациями. Лида всегда размышляла, а как бы она сама повела себя на месте героя. "Я не любила простые, примитивные книги, не дающие ничего ни уму, ни сердцу, так ― прочёл и забыл. Но ценила книги, которые несли в себе что-то жизненное". Лиде хочется быть обычным человеком. Просто находиться с людьми и знать, что людям хорошо, интересно с ней вне зависимости от её званий. Всё происшедшее с нею Лида считает в какой-то мере случайностью. Главное ― это работа. Лидия Андреевна пять лет трудилась художником в Союзе инвалидов. Но особую радость ей доставляли занятия с маленькими художниками в изостудии "Надежда", где она не только обучала их рисованию, а общалась и ненавязчиво воспитывала, стараясь донести до них то, что досталось ей от бабы Васи. Трудности исчезают, если смело идти им на встречу. "Жить инвалидом, но не быть им!" ― девиз приведший Лидию Тихолаз к победе над собой и обстоятельствами. «Жизнь» ― это слово для Лидии Андреевы безгранично и необъятно. Жизнь для неё ― это, прежде всего, обязанность и любовь. "Мы появляемся на этот свет не сами. Обязанность перед мамой и папой у нас в том, чтобы поддерживать их, быть с ними до последнего часа, последней минуты. Пусть мы и плохая, гнилая, но всё же опора для них. А любовь ― отношение с добротой и уважением". Это не просто слова, так она живёт. У Лиды и сейчас нелёгкий период ― утверждение себя в быту, к чему она стремилась постоянно: овладеть умением печь пироги, готовить, стирать. Ведь только представьте: человек, у которого, в сущности, нет рук, которого постоянно дёргает и разрывает в разные стороны недуг, ведёт хозяйство! "Никто ещё не научился жить без еды" ― шутит Лида. И сейчас, когда у любого другого человека, похоронившего всех своих родных, опустились бы руки, Лидия Андреевна не устаёт бороться. Продолжает доказывать себе, что "остался ещё порох в пороховницах"! Да, нелегко даётся безрукому человеку управление домашним хозяйством. И она наверняка бы не справилась, если бы не окружающие её, участливые, уважающие и понимающие, люди. Лидия Андреевна ― живая, настоящая, её не свернули с жизненного пути, не сковырнули ни боль, ни зависть, ни несправедливость людская. Она умна и интересна в общении. С ней легко. У неё всегда можно получить точный и стоящий совет. Она очень тонко чувствует людей, всегда старается (это у неё от бабушки) поставить себя на их место. Парадокс, но для Лиды всегда есть человек, которому во много раз хуже. Ведь тот, кто сам испытал боль и несправедливость всегда чуток к страданиям других. Лидия с благодарностью вспоминает о всех, кто помог ей в её становлении, о Викторе Бове, о том, что её тогда не оттолкнули. И ей, привыкшей заботиться больше о других, хочется помочь таким же инвалидам-художникам, сделать их жизнь полноценнее. Совет от Лидии Тихолаз 5: "Когда человек выставляет свою работу, и у него в душе нет дрожи, когда в нём присутствует уверенность, что он первый, все ему и в подмётки не годятся ― ему уже хана, как художнику. Когда же он выставляет свою картину просто на отбор, когда у него в душе трепещет «а вдруг?!» ― тогда он ещё чего-то стоит как творец". Все рождаются и все умирают, но не многие понимают, зачем они живут. Она знает! Главное для художника ― это его зритель. Часто, гуляя с Лидией Андреевной на улице, встречаешь взгляды людей, теплеющие при виде этой мужественной женщины: "Спасибо, что вы есть! Мы Вас помним и любим!" А это ― самая дорогая награда для человека. P.S. Недавно Лидия Андреевна закончила новую картину: "Майский колорит". "Когда я почувствовала, что начала рисовать и стало получаться, у меня появилась мечта ― стать художником, но не абы каким малевальщиком, а хорошим!" |