НИКОГДА – безразличное слово, жестоко отсекающее человека от будущего. А случиться может всякое, ибо все мы, как известно, под Богом. И с каждым может однажды произойти, казалось бы, непоправимое. Но мы сегодня не об этом. Помните, из Карнеги: «Он не знал, что это невозможно, поэтому смог сделать»? И мы хотим вам рассказать о людях, которые каждый день совершают невозможное.
В последний летний день в одной из ростовских библиотек открылась уникальная выставка. Работы на неё прислали 15 художников из разных городов России и Испании. Работы многочисленные и разнообразные: коллажи, портреты, пейзажи, писанные маслом, акварелью, выжженные на древесине… Объединяло все работы только одно – выполнены они не руками, потому что рук у авторов или нет, или они не работают. Когда-то мама каждого из них услышала страшные слова о том, что её ребёнок НИКОГДА не сможет встать на ноги, произнести собственное имя, дать ей руку. И каждая из них делала мучительный выбор: сдаться или сделать вид, что ты никогда не слышала слово невозможно.
«Не умнее собаки». Елена Кокорина боролась за жизнь первенца отчаянно. Совсем ещё молоденькая медичка никак не могла поверить, что это у неё, такой спортивной и жизнерадостной родился обречённый ребёнок. И Елена искала новые и новые способы лечения и обучения парализованного малыша. «Обучения?» - скептически хмыкали лечащие врачи. Их можно понять: Косте Кокорину уже 23 года, а он не может не только ходить, но и сидеть, говорить, самостоятельно пережёвывать пищу… Разве таких чему-нибудь учат? Одна невролог как-то не выдержала и бросила матери в лицо: «Да он же не умнее моей двухмесячной собаки!». А Лена искала и искала. Она разрабатывала обучающие программы, по которым научился читать не один Костя, вместе с отцом-инженером придумывала и собирала новые тренажёры. Когда мальчику было уже лет 12, ей посоветовали поставить перед ним пишущую машинку. Руки не слушались и совершали обычные свои немыслимые движения, но на листе появилось: «Мама, спаси меня!». Это были первые Костины слова миру. До этого мать с сыном общались глазами.
А потом оба увлеклись живописью. Сначала Елена. Потом заметила живой интерес у сына. «Я смешиваю для него палитры, придумала специальный держатель кисти, делаю расслабляющий массаж перед каждым мазком. Но я до сих пор не знаю, КАК он рисует!» - пишет Елена. Стены комнаты забрызганы краской, руки парня живут отдельной от него жизнью, но на листе проступают жизнерадостные мазки прозрачной акварели.
Похожая история и у Сергея Басалаева. До 12 лет врачи единодушно признавали его имбецилом. Родители верили. Что им, собственно, и оставалось за неимением всех доступных сегодня информационных технологий? Они верили, пока не заметили в глазах мальчика интерес к окружающему, и тогда попытались учить его. И снова окошком в мир послужила обычная печатная машинка. Только писать на ней руками у Серёжи не получалось – не слушались они. Тогда он попробовал делать это носом. Эта попытка подсказала отцу Серёжи гениальное изобретение: к ободу от сварочной каски он присоединил диод и наконечник медицинской груши. Этим приспособлением, как слон хоботом, и стал пользоваться мальчик. Сначала просто общался с окружающими, потом потребовал держатель для кисти. Сейчас несостоявшемуся имбецилу 27. Он начитан, остроумен, пишет прекрасным, чуть ироничным слогом. Просит держаться от него на почтительном расстоянии, так как руки по-прежнему беспорядочно двигаются. Но из-под «хобота» рождаются картины сложные и метафоричные.
«Я могу!» За здоровье Али Зиновьевой родители боролись неутомимо: санатории, массажи, поездки на море. Но руки с каждым годом слушались всё хуже. Сначала выручала всё та же пишущая машинка, потом и это оказалось недоступным. Но… Кто-то однажды догадался положить среди игрушек девочки фломастеры. Казалось бы, зачем? Когда с руками стало совсем плохо, Алевтина попробовала взять карандаш ногой. Учителя от девочки не отказывались – речью она владеет. Но вот пойти в школу она не могла. Числилась в списочном составе, занималась с учительницей дома и однажды села и написала письмо своему классу: о себе, о том, что умеет и чему хочет ещё научиться. Одноклассники пришли в гости. Некоторые продолжали приходить и дальше. С некоторыми Аля дружит до сих пор. Сейчас она уже молодая женщина. Много и с удовольствием работает: профессионально верстает и иллюстрирует книги, разрабатывает рекламные макеты и рисует, рисует… Карандашом, гелевой ручкой, красками.
Увы, как бы ни развивались наука и техника, процент детей, рождённых инвалидами, остаётся неизменным. И все мы в группе риска. А прошедшая выставка только ещё раз показала нам, насколько безграничны возможности человека. Оглохший Бетховен не перестал быть великим музыкантом, парализованный на правую руку Леонардо да Винчи творил шедевры левой, владеющий единственной мышцей на лице Стивен Хокинг остаётся в числе ведущих физиков и астрофизиков современности, рождённый безруким и безногим Григорий Журавлёв смог стать зодчим и иконописцем. Какая, право, мелочь, болезни, когда человек жив и полон творческих замыслов!
Не огорчайтесь, если вы не посмотрели экспозицию выставки. Найдите в Интернете сайт «Грани преодоления». Вас там ждут.
Инга Благодарная