Россия
Владимир Николаевич, я Вам уже говорила, что я не большая любительница таких абстрактных работ, но эта вещь меня совершенно точно зацепила сразу, всерьёз и надолго. Не люблю сотрясать воздух громкими словами, но, на мой, непрофессиональный, взгляд – это шедевр. И почему-то (ещё не могу сообразить, почему) лично для меня «Шестое чувство» оказалось очень созвучным «Планиде» (которая, Вы помните, сразу произвела на меня чарующее воздействие). Чувствую, что, как и в любой другой Вашей работе, в «Шестом чувстве» тоже нет ничего случайного. Зная, о Вашей склонности и тяге к метафизике, могу предположить, что и в этой работе сокрыт глубокий метафизический смысл. Но я в этом не сильна. Я – человек земной, и скажу о том, что вижу в «Шестом чувстве» я. Первое, что бросилось мне в глаза, это окно (или оконная рама). А ведь это тоже очень символично. Окна в нашей жизни много значат. Окно – это и выход во что-то новое, неизвестное... Мы можем бояться любого шороха за окном, мы часто смотрим (кто-то – с завистью, кто-то – с радостью), как по вечерам зажигаются чужие окна, мы можем часами стоять у окна, когда кого-то очень ждём… Принято считать, что у человека пять чувств (об этом и говорят пять ярко выраженных в Вашей картине цветов), но, на мой взгляд, чувств несколько больше. Лично для меня шестым чувством в Вашей работе является чувство ожидания, очень тесно переплетающееся, можно сказать сросшееся с чувством одиночества и, в то же время, с чувством надежды. И здесь, опять же, очень символичным оказывается яркий красный крест оконной рамы. Однажды я Вам уже писала о символичности красного цвета. Именно красный цвет, как мне представляется, в большей степени передаёт все чувства преодоления – тот же самый пот с кровавой примесью, слёзы, слюни, сопли, физические боли, духовные искания, творческие муки – в общем, весь комплект страданий человека-художника, человека с диагнозом. И сам крест оконной рамы... Крест в евангельском понимании – это страдание и боль, которые порождаются не зависящими от человека обстоятельствами, преодолеть которые он не в силах. Исходя из этого, можно предположить, что крест героя (автора) картины – это пожизненное ожидание–одиночество, разглядеть которое под силу только действительно очень одинокому человеку. Можно жить в большой и любящей семье, работать в сплочённом, дружном коллективе, иметь много добрых, надёжных друзей, и при всём этом оставаться глубоко одиноким человеком. Но, если абстрагироваться от евангельской тематики, то можно в «Шестом чувстве» увидеть и надежду на то, что однажды всё-таки «будет поставлен крест» на одиночестве! Вот такое моё видение Вашего «Шестого чувства». Не могу не согласиться с Вами, что это перекрестие могло бы означать и перекрёсток дорог. И действительно, сразу в памяти всплывают сказочные образы и сюжеты: «налево пойдешь – смерть найдешь, направо пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – счастье найдешь…» Прослеживаются некие полярность и симметрия. И ведь это тоже не случайно. Не случайны правильные формы «оконных стёкол», как будто отмеренные по линейке перекрестия рам. На мой взгляд, это говорит о том, что каждый человек может считаться центром мироздания, что у каждого человека есть выбор, по какому жизненному пути ему пойти. Радует и Ваш личный взгляд на «Шестое чувство». Он нестандартный и неожидаемый. Кто бы мог подумать, что на картине виднеется не пресловутое женское тело (которое сейчас, «благодаря» интернету и печатным изданиям, уже порядком наскучило всем порядочным людям), а что именно ТАК Вы видите энергию чистоты?! Энергию, которая, возможно, и «постоянно преследует» нас, как Вам кажется, но, наверное, в каких-то параллельных измерениях. Во всяком случае, нам её не так просто разглядеть, почувствовать и, уж тем более, примерить на себя. Но она, опять же, ОЖИДАЕМА! И очень отрадно, что энергия чистоты выражается Вами в женском – таком воздушном, эфирном, призрачно-прозрачном – образе. В наше время человечеству очень не достаёт этой самой чистоты и духовности. А Ваши работы заставляют задумываться об этом, выполняя тем самым одну из главнейших задач настоящего искусства. «Шестое чувство» удивительно своей гармоничностью и бездонностью. Эту работу можно бесконечно исследовать и находить всё новые и новые аспекты и грани. Владимир Николаевич, спасибо Вам за Ваше уникальное творчество!!!
Галина Быкова, 30 октября 2010 года
|