Понедельник, 20.05.2024, 14:29

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Наш литературный салон » Ефимова Татьяна

Её учительское счастье (2 часть)

" />

Не забывается такое никогда

 

После шестого урока нас ждал сытный обед. А затем начинались вне учебные мероприятия. В их бесконечной череде особенно запомнились те, что совместными стараниями подготовили Антонина Кирилловна и наш воспитатель Людмила Константиновна Ивановская. Например, состязания между учениками 4 и 5 классов в них входили занимательные вопросы из разных предметов школьной программы. Команды долго ломали головы, соображая, как правильно сказать «фольгА или фОльга?» Оказывается, ударение в этом слове следует ставит на первый слог, а вот в слове «салютовать» оно должно падать на второй слог.

Знатокам литературы пришлось вспомнить автора рассказа «Голубая чашка» (Аркадий Гайдар). Как, на самом, деле звали поэта, который написал стихотворение «Сын артиллериста?» (Имя, данное ему при рождении, - Кирилл Симонов, а печатался и жил под именем Константин). «Какова настоящая фамилия писателя Борисова Полевого?» (Кампов).

А вот несколько любопытных заданий от «царицы наук» - математики:

1. Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они окажутся в одной плоскости? (100%, т.к. три точки всегда образуют одну плоскость).

2. Предположим, что петух отложил яйцо на гребень крыши. В какую сторону оно должно упасть – в сторону более пологого или крутого ската? (петух не способен снести яйцо).

В том поединке команд верх с перевесом в одно очко взяли наши более старшие соперники. Мы, конечно, огорчились слегка, а наши педагоги-наставники высказали простую по форме, но очень мудрую, по сути, мысль: «Без поражений побед не бывает». Я всегда об этом помню.

В нашем классе было немало талантливых ребят. В ежегодных смотрах художественной самодеятельности «Весенние голоса» многократными победителями становились Ольга Шахисламова и Тагир Хусаинов. Дуэтом они прекрасно исполняли песню Е.Птичкина «Эхо любви», защищая честь родного интерната на районном уровне. Не могу не вспомнить о том, как Антонина Кирилловна поддержала нашу с Тагиром идею оформить два тематическим альбома – «Вехи покорения космоса» и «Политическая жизнь». Из личного архива педагог передала нам необходимые материалы, собранные ею за два десятилетия. Альбомы мы делали всем классом. Теперь, хочется верить, они нашли свое место в архиве КОРЦ.

В середине 5 класса Антонина Кирилловна провела с нами серьезный разговор о дружбе в форме диспута. Мы обсуждали тогда очень важные вопросы:

1. Что такое дружба и чем она отличается от товарищества?

2. Дружба личная и коллективная. Что между ними общего и каковы различия?

3. Могут ли дружить люди с разными характерами?

4. Всегда ли надо быть принципиальным с друзьями?

5. Можно ли совмещать принципиальность с чуткостью и тактом?

6. Какими качествами должен обладать настоящий друг?

7. Каковы общие законы дружбы?

Подобные мероприятия имели огромное познавательное и воспитательное значение. В детском доме вообще, и в нашем классе в частности, было немало умных девчонок и парней. Мы неплохо учились, стремились к постоянному пополнению багажа знаний. Каждый из нас был в чем-то талантлив: Ольга и Тагир, повторюсь, прекрасно пели, Рауф Янзаков увлекался фотографией, хорошо учился, имел рассудительность, логический ум, много читал, ценил дружбу, всегда стоял за справедливость. Наш Николай Рожков мог прочесть любой текст также выразительно, как знаменитые дикторы радио Илья Прудовский или Юрий Левитан. Лариса Кардаш озаряли нас своей добротой, поражала постоянной готовностью прийти на помощь, а еще вместе с Ольгой Конопелько она уделяла много внимания портняжному делу, которое стало их профессией.

Воспитательная работа в те годы велась непрерывно. Перед любимыми воспитанниками  наши педагоги ставили посильные задачи, зная, что индивидуальные особенности ребенка позволят ему отлично справиться с важным и нужным делом.

Меня никто не просил решать задачи по высшей математики, ибо я и низшую не знал. Не стал я и победителем вокальных конкурсов. Что называется, медведь на ухо наступил - и довольно сильно. Зато без труда мог подготовить любую лекцию, чем и занимался все годы учебы в школе. Говорят, неплохо получалось. Это – заслуга моих педагогов. Они разглядели талант и сумели его развить. Антонина Кирилловна – безусловно, в их числе.

 

Свет ее добра

 

Наш рассказ об этой замечательной женщине будет неполным, если не сказать о ее душевной щедрости. В 1972 году, когда педагог Пастухова состояла в должности старшего воспитателя, в наш интернат пробрался вирус гепатита В. В числе нескольких захворавших ребят оказался и я. Нас госпитализировали в Кусинскую ЦРБ, куда частенько приезжала Антонина Кирилловна. В палату к нам ее не пускали. Но она привозила нам гостинцы из детского дома и от себя лично – картофельные пюре с рыбой и печенья домашнего изготовления, передавала нам веселые послания с пожеланием скорейшего выздоровления. Через месяц от болезни не осталось и следа, но наставник не уставала напоминать: «Коля, ешь поменьше соленого. Побереги печень».

Написал я эти строки, и в голове моей невольно возник вопрос: многие ли классные руководители образца 2020 года способны на такую бескорыстную любовь и самоотдачу к своим ученикам? В наши дни школа превратилась в центр по оказанию образовательных услуг, совершенно освободив себя от воспитательных функций. Кто же будет взращивать душу маленького человека, развивать его мозги, если не педагоги-профессионалы? Может, родители? Хорошо бы, да только нет у них для этого ни времени, ни соответствующей подготовки, ни специальных знаний. И нервов им тоже на своих чад не хватает. Такова реальность наших дней. Настала пора сделать школу многопрофильным учебно-воспитательным центром, каким, безусловно, был Кусинский интернат. В нем трудились люди, отдавшие каждому из нас частичку себя. Такая любовь вселяла в нас уверенность, закаляла характер. Примером в этом смысле, в числе многих наставников для нас была и Антонина Кирилловна. Да и как иначе, если она воспитала и вырастила двух своих племянников Игоря и Ирину – детей рано ушедшей сестры. Они почитали ее, как родную мать. Никогда не забывали. В их жизни все сложилось достаточно удачно.

12 школьных лет пролетели, как один миг. Мы получили аттестаты зрелости и разъехались в разные уголки страны воплощать в жизнь различные планы. Наша Антонина Кирилловна взяла под опеку семиклассников и стала их классным руководителем. Из воспоминания ее ученицы Татьяны Ефимовой: «Парни наши были в подростковом шалапайском возрасте и, конечно, вытворяли такие «кондибоберы», которые можно вытворять только в этом возрасте, Ну, а воспитание ложилось, конечно, на Антонину Кирилловну. Сейчас, с высоты прожитых лет, могу лишь удивляться выдержки этого человека. Иногда, перепробовав все другие  методы  воспитания, и всё же будучи не в силах совладать с нами, она бывало говорила: «Вот пойду сейчас и все расскажу про ваши проделки администрации, и пусть решают, что с вами, оболтусами, делать». Но жаловаться так ни разу не ходила. Такой подход к воспитанию был у нее не в части. На всю нашу жизнь память сохранила, как Антонина Кирилловна будила нас по утрам: кого-то гладила по голове, кого-то слегка трепала по плечу, а кого-то слегка щекотала. Так будила нас только она, а мы всегда ждали ее редких ночных дежурств».

В переводе с латинского «педагог» означает «ведущий за руку». Антонина Кирилловна была именно таким человеком, с каждым «трудным» ребенком всегда находилась рядом. Стремилась научить его доброму, разумному и вечному.

Из воспоминаний Татьяны Ефимовой: «Учителем Антонина Кирилловна была прекрасным. Доносила учебный материал понятно, доступно, иногда даже с юмором. Так на всю жизнь у меня в памяти осталось то шуточное определение, которое она дала нам на уроке, темой которого было изучение понятия биссектрисы. «Биссектриса- это крыса, которая бегает по углам, и делит угол пополам». Особых проблем с алгеброй и геометрией у меня не было, знала эти предметы на крепкую четвёрку. Дети всегда уважали Антонину Кирилловну. Она была строгая, когда опрашивала по своим предметам, и одновременно очень добрым человеком.

Хорошо помню, как она проводила классные часы. Кого- то могла похвалить  даже за небольшие успехи, кого- то пожурить за дело конечно. Наши мальчики усердием не отличались: часто опаздывали на занятия, на уроках отвлекались, любили заниматься посторонними делами. Андрей вечно все уроки спал, лёжа на задней парте, либо рисовал какие- то карикатуры человечков или чёртиков в тетрадях. Его пробовали стыдить, пересаживать вперед, заниматься с ним дополнительно, но все безуспешно. Он всегда говорил, что его речь никто не сможет понять, и по этой причине на работу его не примут. А значит, и учиться ему не к чему. Дюха был очень добрым парнем. Светлая ему память… Олег учиться тоже особо не старался, хоть и присутствовал на уроках, но при этом жил в каком-то, только  ему известном, мирке. Учителя ставили ему многочисленные «двойки». А ему было все равно. Конечно, Антонина Кирилловна пробовала мальчишек перевоспитать. И «кнут», и «пряник» применяла. Что-то получалось, что-то не вышло. Такова жизнь.

Когда мы учились в 10 классе, наша любимая Антонина Кирилловна собралась-таки на заслуженный отдых. Мы с подружкой отправились к ней домой и стали уговаривать поработать еще год. Она встретила нас, как родных детей, накормила вкуснейшим борщем и согласилась. Со многими из нас она поддерживала связь еще много лет. Ее искренне радовал любой наш успех. Наверное можно сказать, что благодаря знаниям полученным на уроках математики, многие бывшие воспитанники детского дома в последствии выбрали профессию бухгалтера. Вот и моя одноклассница Оля Винокурова выбрала профессию финансиста, и долгие годы уже работает бухгалтером Городского Общества Инвалидов города Рудный Костанайской области».

 

Вместо послесловия

 

Профессия учителя уникальна. Бог создал великое чудо-человека. Он дал ему жизнь, вдохнул в него душу и выпустил человеческую лодку в безбрежный океан жизни. Буря и непогоды, штормы и потрясения подстерегают человека на этом трудном пути. Но есть тот, кому небезразлична его судьба, кто волнуется и переживает, кто закрывает от невзгод своим крылом, кто просто любит. Это – учитель. Он всегда рядом. Это он с доброй улыбкой встречает маленького человека, переступившего порог школы. Это он с тревогой заглядывает в наполненные страхом ребячьи глаза, читает в них немой вопрос и ласково успокаивает. Это он в моменты душевного переживания ребенка приходит на помощь, откликается, лечит душевную рану. Это он радуется победам ребенка, возможно, больше, чем своим собственным успехам. Это его сердце бьется в унисон маленькому сердцу.

 

 

Николай Шукшин,

г. Челябинск

Татьяна Ефимова,

г. Курган.

 

Авторы выражают искреннюю благодарность ветерану педагогического труда, бывшему старшему воспитателю КОРЦ Галине Петровне Галкиной за помощь в подготовке очерка.

Категория: Ефимова Татьяна | Добавил: Raduga (27.05.2020) | Автор: Татьяна Ефимова. E
Просмотров: 256 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Polina  
0
Поражаюсь вашим педагогам и вашим отношениям с ними!
Николай, Вы правы, современная школа погрязла в бумагах и отчетности, эту систему  надо менять.

1 Влад  
Николай, вы -чудо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 417

Мини-чат



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск


Rambler's Top100