" />
В русском языке есть прекрасное слово милосердие, сочетающее в себе доброту и мудрость. Довольно часто оно используется применительно медицины. В стародавние времена медицинских сестер называли не иначе, как сестры милосердия, закладывая в это сочетание определение бескорыстия, подвижничества, сердечности и готовности служить страждущим.
Кусинский детский дом-интернат – заведение особое. Здесь мы не только росли, воспитывались, но и лечились. В арсенале медиков имелось для этого все необходимое. Хозяйкой современного стоматологического кабинета была врач Л.Н.Полянина, педиатрию держал под контролем главный детский врач района А.Н.Максимов – доктор по призванию, умнейший, добрый, веселый, человек. Службой лечебной физкультуры ведала Е.Д.Капылова, умудренная жизненным и профессиональным опытом. В ее характере удачно сошлись такие черты, как сострадательная доброта, настойчивость, упорство, логичность, доказательность суждений и мягкая сила. В кабинете физиотерапии хозяйничала Н.А.Попова – простая спокойная, знающая свое дело. Общее руководство медчастью 45 лет держала на плечах фельдшер З.И.Соколова – подлинный энтузиаст, стремящийся к знаниям, находящийся в творческом поиске Кавалер Ордена «Знак почета», «Отличник здравоохранения».
Зоя Ивановна родилась и выросла в Златоусте. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, ей не было и шестнадцати. Как и все юные в те годы, конечно, рвалась на фронт. Она и в фельдшерско-акушерскую школу-то поступила именно поэтому: «Буду медиком. Тогда скорее возьмут на фронт!» Окончила первый курс и перешла на кратковременный курс медицинских сестер, все с той же тайной мыслью о фронте: «В тайне от родных приготовила котомку солдатскую, прятала ее в самых укромных местах…». Закончила курсы, но в военкомате, конечно, отказали: «Молода еще!» Стала работать сразу в двух местах – сутки в здравпункте, двое-трое – в госпитале. Очень не хватало тогда медицинских кадров!
Вот в ту пору, в те тяжелые, голодные годы, когда оказывать медицинскую помощь приходилось оставшимся в тылу язвенникам, сердечникам, малокровным, слабым подросткам, которые в свои 12-13 лет уже стояли у станков, когда надо было ухаживать за ранеными, искалеченными войной бойцами, стараясь облегчить им боль не только лекарствами, уходом, но и улыбкой, душевным словом, лаской – вот тогда начиналась ее служба милосердия. Молодая девчушка читала раненым стихи Симонова «Жди меня, и я вернусь…».
Пела «Огонек» и «Синий платочек», читала монолог Катерины из «Грозы» Островского, помогала гипсовать переломанные руки и ноги бойцов. Особенно ей запомнился молоденький Петр. Его военная дорога была короткой – всего несколько месяцев. В боях под Старой Руссой – тяжелое ранение. Девять месяцев госпиталя. Гангрена, ампутация ног. В Златоуст парня везли поездом через всю страну. Здесь, в лазарете его нашло письмо жены Пелагеи. Ее жизненный подвиг не отмечен никакими наградами. Женщина писала: «Буду ждать тебя, как всегда. Подживут твои раны. А ноги будут мои…». 53 года делили они одну судьбу на двоих. Часто бывали в гостях у Зои Ивановны.
В 1943 году Зоя Ивановна вновь села за парту, к концу войны, уже имела диплом фельдшера. В Кусу приехала с мужем Степаном Васильевичем и дочкой Наташей в 1949 году. Райздрав направил ее в детский дом инвалидов. К тому, что она здесь встретила – к постоянному соприкосновению с чужим страданием, к долгу, на всю жизнь служению детям, милосердию – она была готова.
В то время сюда поступали в основном дети, искалеченные войной. Затем было много ребят с остаточными явлениями полиомиелита – эта болезнь губила и калечила тысячи детей, пока, наконец, советские ученые не изготовили против нее вакцину… А сейчас основной контингент детского дома-интерната – это ребята, страдающие детским церебральным параличом. Есть сотни причин, вызывающие эту страшную болезнь – дородовая и родовая травма, последствия отрицательного резуса крови, пьянства родителей… Часто встречаются смешанные формы заболевания.
- На каждом ребенке целый букет болезней, - говорила Зоя Ивановна. – Часто поступают к нам дети буквально на четвереньках, с большими контрактурами.
- А что это такое контрактура? – спрашивали ее многие несведущие люди.
- Не разгибаются суставы, деформация. Иногда отправляем такого ребенка в Челябинск, когда необходима операция. Но стараемся больше применять все же консервативный метод лечения – делаем скелетное вытяжение, специальные укладки с грузом на суставы… Долгий это, конечно, путь, как говорится, капля по капле, годами длится реабилитация. Но встают наши дети на ноги, ходят!
Ходят они, конечно, на протезах, с костылями. Поэтому очень важная часть работы медиков здесь – протезирование. Долгие годы детей возили в Челябинск, в ортопедическое отделение. Там делали гипсовые слепки, по которым изготовляли затем протезы. Надо ли говорить, как мучительна была такая поездка для ребенка?
- Зачем нам возить детей? Давайте здесь будем делать слепки! – сказала однажды Зоя Ивановна директору детдома Дмитрию Ермолаевичу Кудряшову. Он, конечно, эту мысль горячо одобрил. И вот уже много лет сами медики делают слепки и на сложную обувь, и на аппараты, и на протезы… Не сразу, естественно, но постепенно хорошо освоили эту кропотливую и не простую работу. Зоя Ивановна побывала не раз в Челябинске на специализации, в ортопедическом отделении, на протезном заводе, ездила в Москву, где проходил обмен опытом работы в подобных домах РСФСР. Вообще, опыт, знания копила сама и передавала другим по крупицам: все новое о методах лечения больных детей старалась запомнить, проанализировать, применить у себя. Основное, конечно, давалось практикой, самой жизнью.
Она шутила: - Наверное, будь у меня высшее образование, диссертацию могла бы защитить! Во всяком случае, приезжали к нам в детский дом ученые и действительно на базе нашего опыта защищали и кандидатские, и докторские.
Работы нашим медикам хватало. Они делали детям уколы, давали таблетки, проводили лечебные ванны и сеансы электрофорезы с лекарством, накладывали на наши больные руки и ноги теплый парафин и озокерит. В комплексном лечении паралитических заболеваний большое место отводилось физкультуре, направленной на восстановление функции мышц. Особое внимание уделялось восстановлению тонких движений и мелкой моторики кисти, общему расслаблению тела.
Пользу всех методик я познал на себе. До лечения мое тело постоянно находилось «в плену» судорог. Они лишали возможности внятно говорить и двигаться. Левая рука была развернута в обратную сторону, пальцы ее не гнулись. Многочисленными сеансами массажа Екатерина Дмитриевна Копылова вернула кисть в нормальное положение. Пальцы стали сжиматься в кулак, что позволило брать предметы. Сеансы физиотерапии и парафин в сочетании с сероводородными ваннами расслабили мышцы всего тела. Речь заметно улучшилась. А вот встать на костыли не получилось – после неудачной операции ноги мои тело держать перестали. Не могу не назвать фамилии самых опытных дежурных медицинских сестер. Это – Г.П. Овладеева, Г.Г.Зубова, А.В.Мышлянова. Все они прекрасно справлялись с обязанностями, включая сложные состояния. К их числу с полным правом можно отнести и старшую медицинскую сестру Р.В.Стахееву. Раиса Васильевна безупречно трудилась на своем посту больше четверти века. Вместе с Соколовой и другими коллегами она практически создала медицинскую службу интерната.
Помню, как однажды у одной из сотрудниц внезапно возник сильнейший приступ бронхиальной астмы с нарушением ритма сердца. Дежурная медсестра Агния Васильевна Мышлянова быстро и верно оценила состояние. Поставила два укола и сложную капельницу, состоявшую из нескольких препаратов. Через 40 минут болезнь отступила, и женщина смогла продолжить свою работу, «Скорую помощь» ей вызывать не пришлось.
Вот вам пример высочайшей квалификации среднего медицинского персонала.
Или другой случай. Однажды, садясь на стул, я не удержался, упал и разбил голову. Постовая сестра Нина Петровна Бочкарева мгновенно привела меня в чувства, обработала рану и даже сделала укол от столбняка. Обычные детские травмы были у нас редкостью. Мы отлично знали правила безопасности и набегу шибко не разгонялись.
Фельдшер Соколова сказала мне как-то: «Наша цель одна – давать обществу не беспомощного инвалида, сидящего на шее государства, а труженика, гражданина, богатого духовного человека, живущего полноценной жизнью. Именно этому она учила нас вместе со своими коллегами и единомышленниками. |