Понедельник, 20.05.2024, 12:15

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Наш литературный салон » Ефимова Татьяна

Мудрый наставник. 1 часть.
" />                                     1 часть.
В трудовой биографии Евгении Владимировны Боровкой много славных страниц: воспитатель детского сада, инспектор-методист районо, учитель русского, литературы и истории, заместитель директора и директор школы, школьный инспектор районного отдела образования, старший библиотекарь детского отдела районной библиотеки в Кусе. Она родилась в Златоусте. После школы поступила в педучилище. Много лет работала в яслях и детских садах. Позднее поступила на историко-филологический факультет пединститута в областном центре. Окончив его, перешла на работу в школу. Вела уроки русского языка, литературы и истории, была заместителем директора и директором школы. Из воспоминаний педагога Валентины Николаевны Шибаковой: «Познакомилась я с этим замечательным человеком в 1965 году в восьмилетней образовательной школе №6. В это учебное учреждение я была направлена на работу в качестве учителя математики. Евгения Владимировна работала тогда заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Нас, молодых учителей, встретила она приветливо, познакомила со школой, системой организации учебно-воспитательной работы и ее традициями. И с первого сентября завуч принялась изучать нашу работу основательно. Не помню, сколько моих уроков посетила Евгения Владимировна, знаю, что много. Такого внимательного и тактичного руководителя я в своей учительской жизни не встречала. Сколько бы мы ошибок на уроке не делали, она умело находила крупицы положительного в методике преподавания, рациональные элементы и приемы работы с детьми, которые давали хорошие результаты в обучении. Главное, что я тогда поняла и усвоила из наставлений Евгении Владимировны: хороший урок тот, что основательно подготовлен. Только в этом случае можно добиться отличной дисциплины и увидеть конечный результат педагогических усилий на данный момент в данном классе. Евгения Владимировна поминутно анализировала этапы урока, заканчивая беседу с учителем, обязательно подчеркивала все новаторские приемы, кои не прошли мимо ее внимания. Здорово нас, молодых, окрыляла. В какой бы ситуации Евгения Владимировна ни оказывалась, всегда голос ее был ровным, а речь спокойная и выдержанная. Завуч на конкретных примерах, взятых из богатой практики, учила нас, как избегать конфликтов. Ни в одной школе я больше не видела картинной галереи, подобной той, что составила с любовью Евгения Владимировна. Меня поразили тогда экскурсоводы – ее ученики. Они свободно и увлеченно рассказывали о великих художниках. И их прекрасных произведениях. Навсегда в памяти остались общешкольные литературные вечера, проводимые этим талантливым учителем, где обязательными были инсценировки произведений любимых русских писателей. В ходе подготовки к вечерам вся школа буквально кипела. В кружке кройки и шитья создавались старинные костюмы. В танцевальной студии разучивались мазурки и польки. Хор учился петь арии из опер. Всем находилось дело по душе. Все это повышало интерес старшеклассников к художественной литературе. Ее в то время Евгения Владимировна преподавала в 7-8 классах. Позже мы сотрудничали с ней: я – в качестве руководителя школы, а Евгения Владимировна была школьным инспектором в Кусинском районном отделе образования. Владея в совершенстве общей методикой преподавания, и авторскими приемами обучения различным наукам, талантливый руководитель умело и квалифицированно анализировала работу школы, педагогического коллектива, директоров учебных заведений и каждого учителя в отдельности, помогала молодым коллегам решить непростые задачи, которые жизнь ставила перед ними ежедневно. Евгения Владимировна всегда вела активный образ жизни. Она объездила полмира». Сегодня педагогическое сообщество ищет ответ на вопросы: «В чем заключается индивидуальный подход в обучении и воспитании каждого ребенка? В чем его конкретная суть?» Директор Кусинского интерната Дмитрий Ермолаевич Кудряшов знал на них ответы. Вместо прописных научных догм расскажу еще несколько историй из жизни. В начале третьего года обучения меня избрали политинформатором нашего класса. Такова была рекомендация Дмитрия Ермолаевича. Он высказал ее нашему воспитателю Л.К.Ивановской после того, как прочитал ее наблюдения о том, что я без труда справляюсь с подготовкой публичных выступлений на многие темы. Людмила Константиновна велела подготовить для одноклассников краткий обзор событий в стране и мире. Директор пришел, послушал, остался весьма доволен и сказал: - Подумай, что тебе нужно для проведения такой работы на постоянной основе и на хорошем уровне? - Учитель нужен, - отвечаю, не задумываясь, - опыта-то у меня нет, да и специальных знаний – никаких. - Неплохо для начала, - усмехнулся Кудряшов, - так уж и быть, все у тебя будет. Только не ленись. Через месяц Дмитрий Ермолаевич пригласил на работу педагога-ветерана Е.В.Боровкову – преподавателя русского языка, литературы, истории, профессионального лектора члена общества «Знание». Евгения Владимировна вела у нас уроки, подменяя заболевших учителей, а также – факультатив по современному этикету. Долгие годы она была моим наставником, советчиком и старшим другом. Учила подбирать интересные факты для лекций, бесед, диспутов, удерживать внимание аудитории. Эти несложные приемы я помню до сих пор. Использую их на практике, ибо часто читаю лекции на различные темы. Сотрудничаю с областным радио и целым рядом печатных изданий. Может быть, советы моего наставника сгодятся и кому-нибудь из наших читателей. 1. Разговорность стиля. В выступлении должны преобладать более употребительные, стилистически нейтральные и разговорные слова. Книжные и официальные слова необходимо постараться в процессе подготовки выступления заменить на нейтральные или разговорные (прием стилистической замены). Нейтральная и разговорная лексика легче воспринимается слушателями и вызывает больше доверие к оратору. Так, вместо «в условиях конспирации» лучше сказать «в условиях секретности», вместо «прессинг» - «сильное давление» и т.д. Даже если точность выражения в этих случаях несколько пострадает, это окупится безусловным пониманием вашей речи. 2. Простота изложения. М.Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух – действительно довольно трудная задача, и ее надо максимально упростить для слушателей. иногда бывает необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова. Нужно тщательно продумать, как это правильно сделать. Соответствующее слово необходимо понятно объяснить – дать определение простыми словами, назвать синонимы, привести примеры его употребления, объяснить происхождение, повторить несколько раз в разных сочетаниях. Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции в тексте выступления. Избегайте длинных сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов – все эти конструкции плохо воспринимаются на слух. Текст стройте с применением более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы. Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких. Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил. Чтобы цифры были восприняты слушателями и выглядели убедительно, надо соблюдать следующие правила: - Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей. - Цифры лучше округлять - Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: по площади, как Москва, население в 10 раз больше, чем в Воронеже, такого количества газа нам хватит, чтобы обогревать наш дом 2,5 года и т.д. 3. Конкретность лексики. Избегайте в речи обобщенных наименований. Их лучше заменять на более конкретные, известные и понятные всем слова. Вместо того, чтобы сказать: «Это нужно, прежде всего, работникам бюджетной сферы», лучше конкретизировать: «Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам». Конкретные наименования гораздо понятнее и ближе слушателям. Во многих случаях конкретизация может способствовать возникновению наглядных образов в сознании слушателей, что гораздо эффективнее чисто логических построений. Д.Карнеги учил своих слушателей: не собака, а пятнистый бульдог; не Филадельфия – крупный научный и медицинский центр, а «здесь 150 больниц и 4 института»; не «Лютер был упрям», а «его пороли розгами по 15 раз в день». 4. Разнообразие номинативных средств. Выражаемая идея должна повторяться в ходе выступления, но повтор должен осуществляться в разной словесной форме. Повтор в одной и той же словесной форме настораживает слушателей, они начинают подозревать, что им насильно хотят «вдолбить» некоторую идею. По возможности надо стараться избегать слов, обозначающих привычные оценки (хорошо, плохо, великолепно, необыкновенно и др.). Без них трудно обойтись, но надо стараться разнообразить их. К важным риторическим фигурам относится повтор. Надо не менее четырех раз повторить мысль, чтобы она отразилась в сознании. Повтор ведет к запоминанию. Механический повтор мысли в четыре раза увеличивает количество воспринявших и запомнивших в два раза. Это означает, что повтор должен быть видоизмененным: нельзя повторять мысль в одной и той же словесной форме.
Категория: Ефимова Татьяна | Добавил: Raduga (25.06.2020)
Просмотров: 210 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
3 Starkov  
Повезло тем, тому в самом начали встретился настоящий наставник.

4 Raduga  
0
Да, мы действительно можем считать себя везунчиками, у нас были замечательные наставники. Спасибо за отзыв.

1 Polina  
0
Ух, ты! Вот и я получила урок от Евгении Владимировны.  Ведь мне тоже приходится обращаться к людям.

2 Raduga  
0
Спасибо, Полина! Мы с Николаем рады, что мудрые советы Евгении Владимировны смогли пригодиться тебе.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 417

Мини-чат



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск


Rambler's Top100