Понедельник, 20.05.2024, 12:55

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Наш литературный салон » Ефимова Татьяна

Судьба и жизни их - школа.

" />

Судьба и жизнь их – школа.

 

          В Кусинском районе старожилы хорошо знают династию педагогов Кротковых. Ее родоначальник – Алексей Алексеевич. Родился он в 1900 году в поселке Казачья Плетьма в Пензенской области в семье священника.

          Для него получение светского образования оказалось делом весьма затруднительным. Мечтая о педагогической деятельности, будучи уже женатым, Алексей Алексеевич окончил Государственный учительский институт в городе Свердловске и получил право преподавать географию в средней школе.

          Трудовая деятельность этого замечательного педагога складывалась так: в 1938 году он отправился в Александровскую школу учителем географии. Здесь ему удалось создать школьный оркестр народных инструментов, который с блеском выступал на различных конкурсах районной художественной самодеятельности.

          В 1941 году, еще до войны, Кротков стал директором семилетней школы №7 в Кусе.

          В пору военного лихолетья сражался Алексей Алексеевич с врагом на передовой. О его славном боевом пути говорят медали – «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией».

          Из наградного листа от 23.03.1945 года: «От имени Президиума Верховного Совета СССР награждаю ефрейтора Кроткого А.А. медалью «За боевые заслуги». Писаря хозчасти полка за то, что он за время пребывания в полку на должности писаря показал себя одним из исполнительных, трудолюбивых бойцов. Учет и отчетность в ОРС поставил на должную высоту. При любых условиях боевой обстановки не допускал ни одного случая отставания учета и отчетности».

          В 1943 году воротился солдат домой и назначили его начальником образования всего Кусинского района

          Из воспоминаний Капиталины Петровны Мальцевой – бывшего директора дома пионеров: «Хорошо знала Алексея Алексеевича и постоянно поражалась его неутолимой энергией. Он охотно уделял внимание любому педагогу в нашем округе: учил, подсказывал, направлял. На его плечах лежала вся методическая работа. Кроме того, нельзя не сказать о причастности этого замечательного человека к выпуску стенгазет. Опубликованные о них материалы были актуальны, интересны и содержательны.

          И еще. Знаменитый педагог сумел организовать в нашем интернате настоящий струнный оркестр, исполнявший на различных конкурсах известные народные мелодии и произведения классиков. К слову сказать, сам руководитель виртуозно владел игрой на балалайке, мандолине, гитаре, домре. Имел абсолютный музыкальный слух».

          Вслед за отцом, педагогом стала и его дочь Римма. Ее судьба, так уж вышло тоже связана с нашим интернатом.

          Сюда она пришла в 1966 году, пройдя свои «жизненные университеты»: учеба на географическом факультете пединститута, работа в городских школах Кусы и Пласта, рождение прекрасной дочери Елены.

          Работа в КОРЦ специфична. Нужно было не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и учитывать особенности и возможности детей-инвалидов. Со всем этим Римма Алексеевна справлялась блестяще. Умело вела уроки, рационально используя время и применяя методику индивидуальной работы. Каждому уроку предшествовала длительная подготовка, чтобы перед детьми раскрылся мир нашей прекрасной планеты.

          Здесь, в педагогическом коллективе детского дома, Римма Алексеевна стала мастером педагогического труда. У нее, талантливого педагога, имелся особый дар: она умело составляла поурочные планы по темам курса биологии и географии в каждом классе. Весь материал систематизировался в папках. К планам прикладывались необходимые карты, иллюстрации, схемы, графики и диаграммы, вырезки из методических журналов, вопросники к практическим заданиям учащихся. Ее ученики успешно справлялись с чтением схем и диаграмм, географических карт, которые знали на «отлично», с удовольствием работали с контурными картами.

          Педагогу – мастеру своего дела удавалось в полной мере использовать воспитательные возможности, заложенные в программный материал естественно-географических дисциплин, которые она сама любила и прививала к ним познавательный интерес у своих питомцев. Никто из учителей не мог удачнее Риммы Алексеевны вписать в контекст урока произведения русских композиторов, которые она успешно связывала с географическими понятиями и биологическими объектами, изучаемыми на уроке. Римма Алексеевна отдавала каждому ребенку частичку своей души.   

          На ее уроках было очень интересно. Рассказы Риммы Алексеевны о странах и континентах, о морях и океанах, извержениях вулканов, землетрясениях, круговороте воды в природе, путешествиях Т.Хейердала и Ю.Сенкевича ребята слушали, затаив дыхание. Ведь каждая лекция изобиловала множеством дополнительных цифр и фактов, а поставленные вопросы будили воображение, заставляли думать.

          У Риммы Алексеевны я лично учился не только географии, но и человечности, скромности, умению аргументированно отстаивать свое мнение. Сама она никогда не проходила мимо беды, грубости, подлости, могла вразумить хулигана, добиться справедливости. Несколько лет заседатель Кроткова разбиралась в хитросплетениях людских судеб в районном суде.

          Настоящий учитель способен не только передавать знания, но и формировать личность ученика.

          Из воспоминаний воспитанницы КОРЦ Натальи Алипатовой (выпуск 1988 года): «Римма Алексеевна учила нас честности, скромности, доброте. Сама она никогда не проходила мимо грубости, человеческой подлости, стараясь поставить «тяжелых ребят» на правильный жизненный путь».

          К любым поручениям Римма Алексеевна подходила крайне добросовестно, ответственно и творчески. Так, для ученического «Суда чести», входившего в общую систему детского самоуправления, ею была придумана особая форма и выработан отдельный протокол. В «Суд чести» входил адвокат, призванный защищать нарушителя дисциплины, прокурор, поддерживающий обвинения и судья, наделенный компетенцией выносить судебное решение, а также – два заседателя.  Данные функции выполняли члены «Суда чести», избираемые на общем собрании сроком на один учебный год. Кроме того, Римма Алексеевна вела кружок цветоводства, выпускала стенгазету, отвечала за озеленение территории детского дома. Двор и сад по улице Ленина у Старого здания, были всегда в цветах, регулярно проводились посадки деревьев и кустарников. К такой работе Римма Алексеевна привлекала детей, учила их любить землю, растения, украшать окружающий мир. Когда детский дом переехал в новое здание по улице Олимпийской, взору детей предстали голые скалы – ни травинки, ни цветочка, ни деревца! Тоскливо стало на душе, но Римма Алексеевна утешила: «И на Марсе могут яблони цвести!» - и взялась за дело: посадила с ребятами цветочную рассаду, рабочие КОРЦ завезли землю и саженцы. На субботниках все дружно садили деревья и кустарники. Здесь копошились все - от мала до велика. А ребята напевали:

          «И снится ей (Римме Алексеевне) не рокот космодрома,

          А в нашем шумном классе тишина,

          И снится ей трава возле детдома,

          Зеленая, зеленая, трава!»

         

И не очень-то верили они тогда, что сад здесь будет! Но зацвели цветы, поднялись кустарники, прижились деревья! А ребята научились у своего педагога упорству в достижении поставленной цели и трудолюбию, научились составлять красивые композиции из цветов. Вскоре появилась теплица, и можно было выращивать овощи к общему столу.

          Красоте учила Римма Алексеевна и на своих уроках, используя для иллюстраций к материалу по географии классическую музыку, картины художников, фотоматериалы из журналов. Учащиеся классов, где она была классным руководителем, всегда активно участвовали во всех мероприятиях КОРЦ, к концертам и вечерам готовили под ее руководством танцевальные и акробатические номера. Ну, а уроки географии и биологии надолго остались в памяти учеников.

          Из воспоминаний Татьяны Можаровой (выпуск 1979): «Хочется вновь побывать на уроках Риммы Алексеевны Кротковой, где нет места скуке, слушаешь всегда с вниманием, всецело увлекаешься предметом. Каждый урок несет что-то новое, каждый урок неповторим. Помню, как она поручила мне вести эти самые уроки, в то время, как многие ребята и сотрудники отправлялись на уборку картошки. Не забывается такое никогда!»

 Из воспоминания Ларисы Кардаш (выпуск 1980 года): «Римма Алексеевна – человек прекрасный, относившийся ко мне с особой теплотой. Нередко она приносила мне книги из домашней библиотеки и поручала подготовить краткий доклад о жизни и повадках зверька или птички. Однажды я не успела этого сделать и вполне заслуженно получила «пару». Римма Алексеевна глянула на меня с немым укором. В нем я без труда прочитала: «Что ж ты, девочка, я на тебя так надеялась, а ты меня подвела?...»

          И еще. Из воспоминаний Татьяны Ефимовой (выпуск 1985 года): «Римма Алексеевна всегда отличалась скромным изяществом в одежде и макияже. Ее наряды были современны, необычны, соответствовали тенденциям моды того времени. Ее маленькие руки имели супер маникюр и всегда были ухожены. Для нас, девочек, она всегда являлась в этом смысле примером и непререкаемым авторитетом».

          Благодаря таким педагогам и говорят наши выпускники: «Спасибо тебе за все доброе, родной КОРЦ!»

 

 

Николай Шукшин,

г. Челябинск.

 

Татьяна Ефимова – полноправный соавтор данного

материала и цикла очерков к 85-летию КОРЦ (г. Курган).

 

Категория: Ефимова Татьяна | Добавил: Raduga (28.05.2020) | Автор: Татьяна Ефимова. E
Просмотров: 178 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 Starkov  
Раньше были настоящие учителя: добрые, отзывчивые, фанатики своего дело.

1 Polina  
0
Как хорошо, когда есть учителя, которые "заражают" любовью к  предмету и к самой  жизни.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 417

Мини-чат



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск


Rambler's Top100