Пятница, 17.05.2024, 15:13

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Уроки живописи

Русские музы в западной культуре

        Дали о русских: "В живописи вы отнюдь не сильны, но зато в литературе вам нет равных. Ну, а уж в чем вы, русские, достигли истинного совершенства − так это в своих безумных женщинах".

Дали и Гала

        В западной культуре мы найдем целое созвездие имен − русских женщин, ставших спутницами жизни известных художников, писателей, поэтов, долгие годы вдохновлявших их на создание прекрасных творений искусства, ставших животворящим источником их художественного и литературного творчества.

        Существует ли счастье? Толстой предупреждал, что извечная ошибка мужчин состоит в том, что они представляют себе счастье как реализацию собственных желаний. Русские Музы никогда не представляли так свое счастье, они сражались за счастье своих мужчин. Они умели выбирать мужчину, как инструмент своего личного творчества. Они не довольствовались ожиданием сказочного принца, постепенно отступая в тень, а зачастую и отказываясь от собственного творчества, всеми силами поддерживали тех мужчин, которых встретили на тернистых путях искусства.

        А художники в свою очередь поклонялись, почитали и любили русских Муз, увековечив их имена в искусстве. Эти женщины воистину завершили шедевры художников и тем навсегда вошли в историю. Их подписи остались под именами знаменитых мужчин, так же как подписываются художественные произведения искусства.

        Гала (Елена Дьяконова, подруга детства сестер Цветаевых) − жена поэта Поля Элюара, ставшая Музой Дали; ее непримиримая противница Эльза Триоле (младшая сестра Лили Брик) − Муза Арагона; княгиня Мария Кудашева − супруга писателя Ромэна Роллана; Дина Верни, очаровавшая своей красотой скульптора Майоля; Лидия Делекторская, натурщица, вдохновлявшая долгие годы Матисса; Надя, околдовавшая Леже; Соня Терк, обворожившая художника Делоне; балерина труппы Дягилева Ольга Хохлова, ставшая женой Пикассо; баронесса Будберг (Мария Закревская-Бенкендорф, наша Мата Хари) − Муза Горького и жена Герберта Уэллса; Ядвига − подруга Аполлинера; Лу Андреас-Соломея, дочь царского генерала, феминистка, женщина блестящего ума − вдохновительница Ницше, Рильке и Вагнера − далеко не полный перечень русских Муз.

Мария Кудашева и Ромэн Роллан

Но как не упомянуть и о тех русских женщинах, которые приезжали во Францию в начале двадцатого века: об Анне Ахматовой − великой поэтессе, повстречавшей Модильяни;

Модильяни. Портрет А. Ахматовой. Подарок Швеции


В синеватом Парижа тумане,

И наверно опять Модильяни

Незаметно бродит за мной.

У него печальное свойство

Даже в сон мой вносить расстройство

И быть многих бедствий виной.

Но он мне — своей Египтянке...

Что играет старик на шарманке,

А под ней весь парижский гул,

Словно гул подземного моря,

Этот тоже довольно горя

И стыда, и лиха хлебнул.

А. Ахматова

о художнице Маревне (Мария Воробьёва-Стебельская, псевдоним Маревна подарен М. Горьким), без которой невозможно представить творчество мексиканского мастера монументальной фресковой живописи Диего Риверы; (В Париже Маревна стала одним из примечательных персонажей легендарной богемы того времени. Она частый гость в знаменитом "Улье", мастерской-коммуне, в которой обитали художники парижской школы. Маревна приятельствовала с Хаимом Сутиным, Гийомом Аполлинером, Марком Шагалом, Осипом Цадкиным, Амедео Модильяни. Пабло Пикассо обещал сделать из нее художницу "не хуже, чем Мари Лорансен", Илья Эренбург и Максимилиан Волошин посвящали ей стихи, а ее картины появлялись на выставках и раскупались избалованными обилием гениев парижанами. В 1915 году Маревна стала спутницей Диего Риверы и родила ему дочь Марику, но в 1921-м мексиканец бросил ее и вернулся на родину. Мария Воробьева-Стебельская умерла в 1984 году, успев в 1977 году увидеть собственную персональную выставку и документальный фильм, посвященный ей и ее дочери Марике, ставшей довольно известной танцовщицей).

        Более подробно о бурной и долгой жизни Маревны в её Мемуарах.

Мария Воробьева-Стебельская (Маревна-пседоним подарен М. Горьким).
Мои друзья с Монпарнаса. 1962 г.

Слева направо: Д. Ривера, Маревна с дочерью Марикой, И. Эренбург,

Х. Сутин, А. Модильяни, Ж. Эбютерн, М. Жакоб, М. Кислинг, Л. Зборовский.

        В центре первого группового портрета − молодой Модильяни с голым торсом, в распахнутой зеленой рубахе. В центре второго − Сергей Дягилев в смокинге и с моноклем, Жан Кокто, пожилой Пикассо с голыми ногами, в матроске и шортах. В свите этих великих − Эренбург, Сутин, Стравинский, Ларионова, Гончарова, сама Маревна с дочерью-подростком, выше лица Маревны − лицо Диего Риверы.

        Её персональные картины ЗДЕСЬ.

Автопортрет. 1929 г.

Маревна в Киеве. 1960 г.

Маревна... всю жизнь в окружении знаменитых мужчин

о поэтессе Марине Цветаевой, чей эпистолярный роман с Рильке (они так никогда и не встретились) стал настоящей легендой. Наверное, можно с полным основанием утверждать, что вдохновительницы из России навсегда вошли в творческие судьбы европейского искусства и его выдающихся мастеров. Это присутствие русской женщины неустранимо и в более позднее время. Вдохновленность русской Музой определила отношения Жан Поля Сартра с Еленой Зониной (секретарь Ильи Эренбурга, переводчица); расцвела в браке Любови Красиной и Эммануэля д,Астье де ля Вижери, участника движения Сопротивления, журналиста, основателя газеты "Либерасьон".

        Их трогательные истории творчества и любви, до сих пор волнуют нас благодаря загадочности и тайне женственности русских Муз, начиная с Анны Киевской, ставшей королевой Франции и женой Генриха I.

        Эвелина Ганская и Бальзак, Пикассо и Ольга Хохлова...
        Творчество Пикассо расцветает именно в тот момент, когда в его жизнь входит Ольга;

Пикассо. Портрет балерины Ольги Хохловой - жены Пикассо

с приезда Эльзы начинается новая жизнь Арагона-писателя; полным расцветом своего творчества Дали обязан встрече с Гала, на которой он женился после смерти ее первого мужа − поэта Поля Элюара;

Дали. Портрет Гала (Елена Дьякова)

        И если мы отправимся в музей д,Орсе в Париже или петербургский Эрмитаж, в музей Метрополитен в Нью-Йорке или в художественные собрания Токио, повсюду нас будут сопровождать загадочная алхимия этих женщин, а из глубины вдохновленных ими полотен они будут бросать на нас свои бессмертные взгляды. Мы встречаем ни с чем не сравнимую голубизну глаз Лидии на картинах Матисса, жгучий взгляд Гала на картинах Дали...

        Русские Музы навсегда вошли в историю западной культуры.

Матисс. Девушка в голубой блузке. 1939 г.
(Портрет Лидии Делекторской − помощницы художника)

Матисс. Л. Делекторская – одалиска

        О её судьбе и жизни после смерти художника, которую она посвятила увековечиванию памяти Матисса, собирая и покупая его рисунки, гравюры и книги, подаренные потом Эрмитажу и Музею изобразительных искусств им. Пушкина ЧИТАЙТЕ.

Лидия Делекторская

       Книга о русских музах: В. Федоровский. Г. Сен-Бри. Русские избранницы.

       Материал взят ЗДЕСЬ.

Категория: Уроки живописи | Добавил: Владимир (29.12.2010)
Просмотров: 1261 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа

Категории раздела

Наш литературный салон [268]
Шаталова Елена [3]
Что? Где? Когда? [78]
Выставки, путешествия, походы, интересные истории из жизни, наблюдения
Уроки живописи [29]
Рассказываем о жизни и творчестве известных художников, учимся у великих мастеров
К Вашему сведению [47]
Разные заметки о волнующих нас вопросах
Наш литературный салон [211]

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 417

Мини-чат



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск


Rambler's Top100