Гоген (Gauguin) Поль (1848–1903), французский живописец. В юности служил моряком, в 1871–1883 – биржевым маклером в Париже. В 1870-е годы Гоген начал заниматься живописью, принимал участие в выставках импрессионистов, пользовался советами Камиля Писсаро. С 1883 всецело посвятил себя искусству, что привело Гогена к нищете, разрыву с семьей, скитаниям. В 1886 он жил в Понт-Авене (Бретань), в 1887 – в Панаме и на острове Мартиника, в 1888 вместе с В. ван Гогом работал в Арле, в 1889–1891 -в Ле-Пульдю (Бретань). Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам. В 1891 он уехал на остров Таити (Океания) и после кратковременного (1893–1895) возвращения во Францию поселился здесь навсегда (сначала на Таити, с 1901 – на острове Хива-Оа). Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений ("Видение после проповеди”, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; "Желтый Христос”, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы – "синтетизма”, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины ("Кафе в Арле”, 1888, ГМИИ, Москва). Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой ("А, ты ревнуешь?”, 1892, "Жена короля”, 1896, "Сбор плодов”, 1899, – все в ГМИИ, Москва; "Женщина, держащая плод”, 1893, Государственный Эрмитаж, Россия). Полотна Гогена, по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщенности стилизованного рисунка подобные панно, несли многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн, оказали влияние на творческие поиски мастеров группы "Наби” и других живописцев начала XX века. Гоген работал также в области скульптуры и графики. «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» 1897 г., 139,1 × 374,6 см см., х., м., Бостон, Музей изящных искусств художник: Поль Гоген Гоген сам подтверждал тот факт, что после написания картины «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» (1897, Бостон, Музей изящных искусств) он пытался покончить с жизнью, совершив самоубийство. Мы не можем быть абсолютно уверены, было это на самом деле или нет, но нам достоверно известно, что накануне написания этого шедевра с Гогеном произошел ряд трагических событий, каждое из которых художник воспринимал как предзнаменование своего трагического конца. Во-первых, финансовое положение Гогена с каждым днем становилось все более плачевным — но тем не менее художник отказывался от помощи, предложенной ему Правительством, называя это милостыней, которую он не желает брать. Физическое состояние Гогена тоже было чрезвычайно тяжелым: сифилис и алкоголизм превращали его жизнь в настоящую пытку. Но самый тяжелый удар обрушился на художника в виде маленького письма: весной 1891 года Гогену сообщили о смерти его дочери Алины (ей был 21 год, когда она умерла). Это печальное событие стало не только причиной окончательного разрыва художника со своей женой (она совершенно несправедливо обвиняла его в смерти дочери), но и причиной окончательного разрыва с религией. В потрясающем письме, написанном в тот тяжелый год, Гоген говорит: «Моя дочь умерла. И теперь я не нуждаюсь в Боге». В результате всех этих событий и душевных и физических переживаний Гоген создает настоящий шедевр, который становится своего рода итогом всего его творчества - «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» Данная работа является не только самым масштабным произведением, созданным Гогеном за всю его жизнь, но и произведением, детально излагающим философские и художественные взгляды мастера. Композиция «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» представлена в виде расположенной в обратном хронологическом порядке жизни женщины. Слева изображена старуха, сидящая в позе зародыша и закрывающая руками свои уши — а справа изображен ребенок, символ жизни и невинности, в окружении трех молодых женщин-таитянок. В центре картины помещена фигура мужчины, срывающего плод с дерева, которая символизирует библейскую легенду об искушении человека. Структурируя композицию полотна в обратном хронологическом порядке, Гоген стремится показать, что первозданность, примитивность и невинность — это единственный путь, следуя которому можно стать настоящим Художником. хронологическом порядке, Гоген стремится показать, что первозданность, примитивность и невинность — это единственный путь, следуя которому можно стать настоящим Художником. Автопортрет с палитрой Спящий Кловис Гоген |