Четверг, 02.05.2024, 22:01

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Уроки живописи

И ТРУД И ВДОХНОВЕНИЕ
Пришел к А.И. Куинджи с этюдами служащий. Архип Иванович похвалил его работы, но пришедший стал жаловаться:

- Семья, служба мешают искусству.

- Сколько вы часов на службе? - спрашивает художник.

- От десяти утра до пяти вечера.

- А что вы делаете от четырех до десяти?

- То есть как от четырех?

- Именно от четырех утра?

- Но я сплю.

- Значит, вы проспите всю жизнь. Когда я служил ретушером в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до девяти было в моем распоряжении. А чтобы стать художником, довольно и четырех часов, но непременно каждый день...

И ТРУД И ВДОХНОВЕНИЕ

Тот, кто познал радость труда, никогда ее не променяет на возможность жить беззаботно, ничего не делая. Любой бездельник просто не подозревает, до какой степени себя обкрадывает. Сознание того, что ты нужен другим, вселяет уверенность и силу.
Это знает каждый истинный художник. Хотя иные полагают, что он не трудится, а творит. Что талант позволяет ему создавать произведения бездумно, шутя, без затраты усилий на учебу. Как рисует, например, пятилетний ребенок — непринужденно, смело, быстро. Но уже подростки начинают к своим работам относиться критически, понимая: чтобы хорошо рисовать, одной смелостью не обойдешься — надо учиться.
Действительно, все высшие достижения живописи, графики, скульптуры, зодчества принадлежат не только людям талантливым, но прежде всего труженикам. И нет среди больших художников ни одного, кто пришел в искусство, минуя этот длительный, порой мучительный путь самосовершенствования, каждодневной работы. Недаром еще четыре с половиной тысячи лет назад в древнеегипетских школах педагоги внушали ученикам, что искусство не знает предела и путь к вершинам мастерства бесконечен.
Изобразительное искусство — один из самых сложных видов творчества. Не передаваемое словами, не переводимое на музыку произведение художника может быть сравнимо с поэмой или повестью, симфонией или песней.
Пренебрегает художественной грамотой лишь тот, кто относится к рисованию как к забаве, игре. А грамота нужна не только профессионалу. Если человек рисует — это залог того, что со временем он сумеет по достоинству оценить и глубину содержания картины, графического произведения, скульптуры, и сложность их особого пластического, художественно-образного языка.
Приняв решение стать художником, ты выбрал путь нелегких поисков, сомнений, ибо без них можно ли достичь радостей творческих? Эти радости добываются постоянным, напряженным трудом — изо дня в день, в течение всей жизни. В противном случае тебе придется хитрить, обманывать себя и других, вводить зрителя в заблуждение всевозможными «творческими» вывертами, хитроумными уловками. Это—от неумения, от безграмотности. Лишь мастерство, лишь отличная профессиональная вооруженность в сочетании с высокими духовными и моральными качествами дают художнику возможность выразить себя, свое время, донести до зрителя в полной мере свой замысел.
Умение видеть красоту окружающего во всех ее проявлениях определяет отношение человека к жизни, заставляет его участвовать в процессе ее совершенствования. Художественно-эмоциональное восприятие всего, с чем сталкивается человек, помогает ему успешно работать в любой области, правильно оценивать дела людей, их поступки.
Хорошие картины, скульптуры, произведения архитектуры раздвигают горизонты жизни, учат видеть мир шире, понимать явления глубже и разностороннее, острее чувствовать красоту современности. Кроме того большого, что дает искусство нашей мысли, нашему чувству, утоляя жажду прекрасного,— сколько радости каждому из нас несет мастерство истинного художника, той радости, что таится в красоте художественной речи — богатстве красок, прекрасной пластике форм. Эта красота, заключенная в искусстве, делает человека восприимчивее к живым формам природы.
Замечательный русский живописец К. А. Коровин говорил:
— Я заметил, что довольные ученики всегда манерны — нашел пошиб и на нем успокоился... Мне много пришлось видеть учеников — и их самая большая ошибка была в том, что они все говорили — «потом»,— они все отдаляли трудность задачи, как бы закрывали глаза и волю на то, что именно надо было тут же атаковать — взять, победить... Посмотрите рисунки Врубеля в академии, и вы увидите, как серьезно и строго относился Врубель к рисунку... Чтобы рисовать так, нужно, ах, как много, серьезно поработать. Нельзя думать, что талант сел за рояль в первый раз и сыграл симфонию,—этого не бывает.
Рисовать надо всегда и везде. Рисовать можно с натуры и без натуры. Рисовать все: цветы и машины, облака и постройки, различные бытовые сценки.
Если трудно найти натурщика — позируй сам себе. Вспомни, сколько автопортретов оставил Рембрандт; он изучал мимику, психологическое состояние, зависимость выразительности лица от различного освещения, живописного окружения. Сделай себе правилом — каждый вечер, перед сном, заноси в отдельный альбомчик карандашом или черной акварелью самые сильные впечатления дня. Трудно сейчас даже и сказать — какую огромную пользу может принести такое рисование. Каждый день! Через год у тебя уже 365 композиционных набросков. А через пять лет?.. Такие наброски нужны и для тематических работ, и для тренировки памяти и глаза, и для развития жизненного кругозора.
Пиши пейзажи круглый год — не жди прихода теплого лета. Делай и цветные композиционные эскизы, не откладывай «на потом». В этом отношении поучительны слова Н. К. Рериха: «Композиция должна быть воспитываема в художнике. С самых первых своих шагов в искусстве молодой художник должен развивать в себе эту способность... Существует заблуждение, что раньше человек должен законченно научиться рисовать и живописать, а уже потом думать о композиции. Забывается, что нет предела мастерству рисования и живописания. И никто не может дерзнуть утверждать, что он этому уже вполне научился. А кроме того, может случиться любопытнейший внутренний процесс, который захлопнет навсегда вход в композицию.
Можно наблюдать, что многие, которые сызмальства не потянулись к эскизам, утратили эту способность. Все должно быть воспитываемо и образовываемо. Нельзя думать, что какието совершенства упадут с неба в готовом виде».
Помни — труд художника приносит наибольшие успехи, если его талант сочетается с широкой образованностью, духовностью, человечностью, с охватом главных тенденций и идей современности, неотделим от разностороннего умственного развития, от заботы о своем физическом совершенстве.
«Если вы хотите служить обществу, вы должны знать и понимать его во всех его интересах, во всех его проявлениях, а для этого вы должны быть самым образованным человеком»,— писал выдающийся русский художник И. Н. Крамской.
Бывают и у художников творческие спады, плохое настроение, когда пропадает желание работать. А ты все-таки бери карандаши, краски, альбом, этюдник. Начнешь рисовать или писать — не заметишь, как увлечешься; втянешься в работу, которая всегда ставит волнующие задачи, а то и загадки задает. Недаром известный русский художник Ф. А. Малявин признавался: «Всю ночь лежишь, думаешь, какой это положить мазок, которую взять краску».
Не стоит ждать, когда придет вдохновение и создашь шедевр. Философы-идеалисты полагают, что вдохновение — особый дар избранных натур в виде сверхъестественного озарения, внезапного «наития» божественного происхождения.
Петр Ильич Чайковский отмечал, что вдохновение — «это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».
Если ты не развиваешь свои способности, не приобрел определенных навыков и знаний, не поставил перед собой ясной цели, то напрасно будешь ждать вдохновения, этой приятной птички — подъема всех творческих возможностей, собранности, сосредоточенности на выражении с наибольшей эмоциональной силой своего замысла.
Некоторые думают, что, создав для себя максимально благоприятные, комфортные удобства, тем самым обеспечишь частый приход вдохновения. На этот счет А. А. Дейнека замечает: «Иногда приходится слышать, как молодой художник говорит: «Я не могу работать, потому что у меня нет мастерской в 50 метров». Свои лучшие работы я написал у себя на тахте. «Оборону Петрограда» я писал на восьми метрах. Не надо бояться трудностей: иногда нам, художникам, трудности только помогают. Нельзя научиться ездить на автомобиле по хорошей дороге, так и в нашем деле. Тот, кто ничего не пережил, не перестрадал, будет «маменькиным сынком» в искусстве... Искусство—это труд».
Не приходилось ли вам сталкиваться с мнением, что для создания произведений живописи декоративного характера или рисунков с легкими, свободными линиями незачем штудировать натуру, овладевая изобразительной грамотой? Вот, мол, известный французский художник Анри Матисс чуть ли не всеми своими достижениями обязан подражанию детским рисункам.
Но разве Матисс не утверждал: «К состоянию вдохновенного творчества мы приходим только через сознательную работу... Люди, которые стилизуют предвзято и сознательно отдаляются от натуры, далеки от истины... Рисунок также имеет большое значение. Рисунок показывает степень овладения предметом изображения...» В своих статьях, выступлениях, письмах Матисс подчеркивает: художник обязан в совершенстве овладеть изобразительной грамотой, его постоянно должна одолевать жажда знаний и отличать рвение к тяжкому труду. И если он утверждал, что нужно смотреть на мир глазами ребенка, то имел в виду — художник должен видеть все так, как если бы он видел это в первый раз, то есть обладать свежестью восприятия, уметь удивляться тому, что для многих стало обыденным, привычным. Кто же может против этого возразить?!
Итак, не жди, когда тебя осенит нечто сверхъестественное и ты создашь шедевр. Работай каждый день, ведь столько нужно сделать важного, интересного и разнообразного: освоить художественные материалы, развить глазомер, познать законы светотени, перспективы, цвета, изучить пластическую анатомию, для того чтобы приобретенные знания и навыки позволили тебе приобщиться к беспредельным возможностям искусства реализма, выражать замыслы, достойные высоких идеалов нашего общества.
Изобразительное творчество многообразно, ты можешь выбрать тот вид и жанр, который отвечает твоим склонностям. Но сначала овладей основами рисунка, это фундамент, без которого нельзя стать мастером. Даже самые выдающиеся живописцы всю жизнь совершенствовали свое умение рисовать.
Много работая, ты подаришь сам себе радость. Ведь труд рождает вдохновение.

Чем больше мы любим совершенство, тем совершеннее мы бываем.

Лабрюйер.

Особенности работы над этюдом

Этюд - произведение живописи, которое выполняется для вспомогательных целей, имеет ограниченный размер и целиком выполнено с натуры. Этюд создается для более точного, правдивого и живого воплощения природы в живописи.
Этюд - средство изучения природы, упражнение для художника, повышающее его мастерство. Работа над ним помогает в создании пейзажей.
Выходя на написание этюда, необходимо взять с собой ящик с палитрой, красками и кистями, складной этюдник и зонт. Идти необходимо на заранее облюбованное место. Писать его надо, рассчитав свои силы и возможности, определив заранее с большей или меньшей точностью, в течении какого времени продлится состояние природы, которое интересует художника.
Ошибочно положенную краску необходимо стирать тряпочкой. Распределять на холсте надо все правильно. По верному рисунку легче работать. Этюд надо писать непременно на отлично.
На другой день , если погода и освещение такие же, нужно продолжить тот же этюд уже всеми красками. Лучше всего начать с того предмета, который играет центральную роль в этюде, дает главное пятно. Следует чаще отходить от этюда на расстояние, сравнивая свою работу с натурой. Я люблю писать этюды по нескольку раз, не спеша.
Лучшее время для занятий лето. Натуру подыскивают художественно выразительную. Прежде чем провести первые линии, внимательно вглядитесь в выбранные растения или предметы, представьте их уже вписанными в формат листа. Приучайтесь анализировать натуру. Не забывайте, что она является лишь частью окружающего нас мира, пылинкой в необозримом пространстве целого. Отсюда - неизбежный вопрос передачи пространства и при рисовании различных пород деревьев, кустарников, других элементов пейзажа.
Пропорции должны соответствовать действительности.
Этюды выполнять не обязательно сразу же масляными красками, а, например, можно мягкими простыми или цветными карандашами, сангиной или акварелью. Можно попробовать гуашь, темперу. У каждого художника своя манера живописи, свои приемы, любимые краски и приспособления для писания пейзажных этюдов.
Приступать к архитектурному пейзажу, так же как при рисовании растений, удобнее с фрагментов: окно, угол здания, крыльцо, мансарда, интересный абрис крыши...
На пленэр не надо брать ничего лишнего, все принадлежности должны быть компактными и надежными. Небольшой этюдник, краски, кисти мягкие и щетинные разных размеров, бумага заранее определенного формата для рисунка и живописи, карандаши, ластики, кнопки, складной стульчик, зонт. Для живописи маслом - грунтованный картон или бумага, холст, разбавитель.
Выходя на этюды, нужные вещи складывайте в рюкзак, чтобы не оттягивать руки. Одеваться надо в скромную по цвету одежду, по погоде.
Приступая к рисунку, старайтесь располагаться в тени, чтобы солнце не слепило глаза и меньше попадало на бумагу. Рисовать лучше сидя, так как здесь требуется большая сосредоточенность, иногда тщательная отделка деталей. Писать красками удобнее стоя, потому что приходится часто отходить, чтобы увидеть этюд вцелом.
Обязательно в любую погоду выходите на природу в головном уборе, в жаркую он спасет от перегрева, в холодную - от переохлаждения.
По материалам пленэра можно работать всю зиму, возвращаться к ним в течение нескольких лет.
Запомните - дневное, светлое время необходимо использовать максимально. Пишите этюды, начиная с раннего утра.
Кроме того, если погода неподходящая, возможны эскизы и зарисовки по памяти. Зимой, сидя в тепле и вороша летний материал, вдруг найдете несколько удачных листов, загорится воображение, и вы сможете сделать то, что не удалось с натуры.
Пишите как можно больше этюдов в заповедных местах нашей Родины. Хочется привести слова замечательного нашего художника - пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова: " ... без любви к природе художником не станешь".

Ничто так не трудно, как говорить людям правду.

Вольтер

Советы психологов

1. Изучите жизнь и творчество ваших любимых художников.
Составьте перечень из десяти ваших любимых живописцев. Затем выберите одного из этих художников и посвятите заранее установленный период времени (пусть это будет неделя, три месяца или год) изучению его жизни и творчества.
Целиком погрузитесь в этот процесс. Прочтите об этом художнике все, что сможете достать. Разузнайте, где можно увидеть его творения, и совершите паломничество, чтобы их созерцать. Храните репродукции ваших любимых картин, развесьте их у себя в ванной, рабочем кабинете и на кухне.
2. Научитесь извлекать как можно больше пользы из посещения музеев.
Каким образом вы можете углубить свое понимание высокого искусства и увеличить степень своей восприимчивости - умения видеть? Отложите в сторону любые суждения, в которых фигурируют аналитические термины и, старайтесь не смотреть на табличку с фамилией художника или название картины до тех пор, пока вы не дадите себе достаточно времени, чтобы проникнуться ею по-настоящему глубоко.
В своей записной книжке укажите, какие три картины или скульптуры, находящиеся в этом конкретном зале, произвели на вас наиболее сильное впечатление.
Объясните себе, чем привлекло вас то или иное произведение искусства.
3. Рисуйте и делайте наброски. Берите пример с Леонардо да Винчи и используйте свою записную книжку для того, чтобы рисовать, делать наброски и чертить узоры, из которых иногда возникают творческие замыслы. Прелесть работы с записной книжкой в значительной мере заключается в том, что вы это делаете для самого себя.
По мере того, как вы будете учиться рисовать для себя, вы обнаружите, что процесс рисования помогает вам все глубже и глубже проникать умом в природу вещей и доставляет вам все больше и больше радости.

Майкл Дж. Гелб.
Категория: Уроки живописи | Добавил: Владимир (28.11.2011)
Просмотров: 664 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа

Категории раздела

Наш литературный салон [265]
Шаталова Елена [3]
Что? Где? Когда? [78]
Выставки, путешествия, походы, интересные истории из жизни, наблюдения
Уроки живописи [29]
Рассказываем о жизни и творчестве известных художников, учимся у великих мастеров
К Вашему сведению [47]
Разные заметки о волнующих нас вопросах
Наш литературный салон [211]

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 417

Мини-чат



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск


Rambler's Top100